Разработчик: Crytek
Издатель: Electronic Arts
Локализатор в России: Софт Клаб
Издатель в России: Софт Клаб
Модель распространения: розничная продажа
Статус: в официальной продаже с 13 ноября 2007 года
Российский статус: в официальной продаже с 27 ноября 2007 года
ISO статус: релиз состоялся 11 ноября 2007 года
Официальный сайт: Открыть (Открыть русский сайт)
Жанры: Action (Shooter) / 3D / 1st Person
Похожие игры: Advanced Battlegrounds: The Future of Combat, Breed, Chrome, Chrome: SpecForce, Far Cry, Venom. Codename: Outbreak
Multiplayer: (32) LAN, Internet Раз за разом, год за годом, немецкая студия Crytek создает тропический остров своей мечты. С прозрачной водой лагун, белым песком и... монстрами. В X-Isle гуляли динозавры. В Far Cry их сменили гамадрилы с гранатометами. Теперь залетных туристов допекают космические кальмары. В Crytek предпочитают активный отдых.
Nomad vs. Jack Carver
Системные требования
Pentium 4/Athlon 64 2.8 ГГц
1 Гб памяти
3D-ускоритель с 256 Мб памяти
12 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Core 2 Duo/Athlon 64 X2
3 Гб памяти
3D-ускоритель с 768 Мб памяти
12 Гб на винчестере
Windows Vista
Crysis вызывает странное ощущение. Будто два осколка разных проектов склеили движком CryENGINE 2, антуражами, сценарием и "актерским составом".
Первые 6-7 часов мы ползаем по джунглям, любуемся пляжами и выкашиваем северокорейских солдат. "Мы" — американский спецназовец Nomad1 и его редеющая команда. Армия коммунистического диктатора и километры "зеленки" отделяют отряд от лагеря археологов, откуда в ЦРУ поступил сигнал бедствия.
По сути, это — Far Cry до появления вооруженных обезьян, плюс шедевр научной мысли — "умный" нанокостюм. Его основной режим — броня: сверхпрочное покрытие отражает пули, давая шанс выжить в горячих перестрелках. Вторая опция — нечеловеческая скорость, полезная в тех редких случаях, когда надо очень быстро слинять.
Увеличенная сила куда интереснее. Ноги позволяют высоко прыгать, пальцы крепко сжимают глотки злодеев, руки кидают бочки и тяжелую кладь, кулаки выбивают двери и рушат хлипкие бунгало. Crytek отказалась от использования чужих физических технологий и разработала свою. Неидеальная на практике (скользящие и зависшие в воздухе трупы бывают и тут), она, тем не менее, впечатляет, когда мы рубим деревья пулеметным огнем, обваливая их на врагов, наблюдаем крушение вертолета, тараним джипом склад и задеваем раскидистые листья папоротников. Предметы обладают массой, подобающей их габаритам и материалу. Уже это заставляет верить в мир по ту сторону монитора, однако и без законов Ньютона он был бы близок к реальности.
А все благодаря картинке. Четкие текстуры, тонны мелких деталей, изумительный дым и красивое освещение, честные тени, потрясающая вода, высокобюджетные голливудские взрывы, отличные модели персонажей — от рядовых пехотинцев до пористого, как губка, лица нашего командира, — помножены на широкие просторы и зрелищные шейдерные эффекты. Выразительная мимика живых, не пластиковых физиономий дорогого стоит.
Цена — $1500 с копейками (подробная конфигурация указана в "подвале" статьи), не считая хорошего дисплея. Примерно столько нужно потратить на исходе 2007-го, чтобы увидеть Crysis в 1280х1024 с настройками "Very High" (читай: под DirectX 10 и Windows Vista), FSAA 4x и сносным количеством кадров в секунду. Поставите "Medium", — и конфетка потеряет изрядную долю вкуса. Вязкий бирюзовый туман в чреве инопланетного корабля испарится в мановение ока, океанская гладь потускнеет, а кусты начнут возникать из эфира чуть ли не перед носом. Срежьте качество еще сильнее, и вас оставят без продвинутой интерактивности. Но владельцам мощных компьютеров, с пеной у рта спорящим на тему, оптимизирована ли Crysis для их ПК, рано смотреть на "слабаков" сверху вниз: самый ядреный пункт, "Extreme", сейчас вообще недоступен. "Железа", которое бы "потянуло" такой уровень графики, нет в продаже, утверждает глава студии Цеват Йерли (Cevat Yerli).
Nomad vs. the Axis
Впрочем, усеченная физика не отнимет у Crysis, вернее, ее "корейского" фрагмента, свободу действий. Любая карта — огромный полигон для нашей фантазии, где мы сами выбираем стиль выполнения миссии (жаль, большинство их сводится к "скачай информацию из трофейного ноутбука"). Не важно, как вы идете к цели — пешком, на машине или катере; игра не выстраивает прозрачные стены. Разве что подло "заселяет" базы народом при первом пересечении незримых линий и приводит подкрепления в определенные дизайнерами моменты. Запас "мяса" ограничен, так что стопроцентная "зачистка" — затея муторная, но осуществимая.
Кроме того, Crytek учла былые ошибки, добавив сохранение в произвольной точке ("автосейв", увы, все еще кривоват), расширив "песочницу" и вылечив "стелс". И дело не только в том, что патрульные перестали просвечивать взорами густую зелень. У чудо-костюма есть невидимость. На легких степенях сложности она — узаконенный чит. На максимальной, "Delta", никто не подсвечивает силуэты и не обводит гранаты в рамки, и эта функция спасает жизнь. При условии, что вас не засек вертолет. Единожды узрев нарушителя, он преследует жертву в чащобах, постройках и под землей. Два выстрела из ракетницы прикончат настырного "обожателя", но какова наглость!
Если даже списать презренные геликоптеры на помутнение электронных мозгов, невидимость — не панацея и уж точно не повод переть напролом. При беге и ходьбе энергия утекает, что горная речка весной. Поэтому лучше рухнуть в траву и ползти, время от времени прячась за камнями и заборами, чтобы восстановить "батарейки". Оптимальная тактика уничтожения негодяев — выстрелил в голову из автомата с глушителем (аккумулятор сразу разряжается) и сиганул в укрытие. Протер брюхом пяток метров, дабы не попасть под раздачу паникующих корейцев, пока те поливают свинцом пустоту, перевел дух, залечил раны модной регенерацией — и снова в пекло.
Некоторые поступают смелее и швыряют дымовую шашку. ИИ, чующий гранаты затылком, отскакивает на пару шагов, а затем, сгорая от любопытства, возвращается. В этот миг защитник демократии ныряет в белесое облако и душит противников, лишенных чувства локтя, по одному. Почти как Хищник.
Арсенал у нас побогаче, чем у галактического охотника. Двойные пистолеты, миниган, дробовик, несколько автоматов, универсальная винтовка SCAR, позволяющая навешивать на себя кучу всяких прицелов, здорово сбалансированы. Тут нет никчемных "стволов" и дефицита патронов. Содержимого здешних хранилищ хватит на армию какой-нибудь Албании, да и убитые с удовольствием роняют пожитки. Одно печалит: кусочки металла не пробивают насквозь самые тощие деревяшки...
Nomad vs. Alien Assault
Наступает час "П", и Crysis выбрасывает правила за борт. Очень короткий "инопланетный" огрызок навязывает совсем иной ритм. Неспешное, медитативное истребление вояк Ким Чен Ира уступает место масштабному хаосу. Винтовка Гаусса и хреновина, заряженная бесконечной обоймой острых сосулек, разят пришельцев без остановки.
Это больше Call of Duty 2, нежели Far Cry, в окружении снега, обледеневших пальм и летающих кошмаров, словно сбежавших из "Матрицы". Сценаристы вспоминают про сюжет, грустно ковылявший вдоль обочины, карикатурных героев с репликами из среднестатистического блокбастера и... окончательно давят их сапогами. Дизайнеры сдувают пыль с учебника "1000 и 1 скриптовая гадость". Композитор Инон Цур (Inon Zur), набивший руку в жанре "музыка, похожая на работы коллег по цеху" (то ли Джаккино, то ли Циммер, то ли Грегсон-Уильямс — мелодии до боли знакомые, правда, черта с два разберешь, у кого их подслушали), врубает симфонический пафос. Чудовища, спавшие в недрах острова, обрушивают на нас лошадиную дозу "cool shit" — динамичных эпизодов, которых порой так недостает в "корейском" куске. Хотя полет на адском рыдване, парящем с грацией кирпича, — скорее просто "shit".
"Пышный букет вариантов превращается в пробежку по единственно верной тропке, а лобовые столкновения с врагами переходят в разряд неизбежных. Прятаться от супостатов бессмысленно, проще перебить всю толпу и не торопясь идти дальше", — писал я в рецензии на FC. Три с половиной года спустя эти фразы по-прежнему бьют в "яблочко". Благо, на сей раз угроза серьезнее оравы приматов-мутантов с "калашами".
Итог вторжения юрких холодильников — "неожиданный" поворот в повествовании, подсмотренный в "Пятом элементе", и расправа над "боссом", представленная... на Е3 2006. Глядя, как супербоец по имени Master Ch… то бишь, Nomad улетает выручать командира и добивать нечисть, невольно думаешь, не лукавил ли мистер Йерли, заявляя, что Crysis всегда был частью трилогии. Разработчики вряд ли показали бы публике "спойлер", зная, что за ним, кроме титров и обещания сиквела, ничего нет. Да и возвращаться на остров незачем — корейцы позорно удрали, а свободному геймплею не дышится среди бестолковых оккупантов.
Nomad vs. Everyone Else
Для тех, кому нужны соперники потолковее, заготовлен дежурный "довесок" — мультиплеер. "Power Struggle" — причудливая смесь Battlefield 2, Counter-Strike, Unreal Tournament 2004 и оригинальных идей. Задача: снести неприятельскую цитадель, по возможности ядерной бомбой. Обе стороны — США и КНДР — начинают войну с пистолетами и прототипами нанокостюмов. Постепенно они захватывают бункеры (точки возрождения и покупки оружия), танково-вертолетные фабрики и артефакты, открывающие доступ к внеземным машинам. Каждый участник получает деньги за убийства и взятие опорных пунктов.